Современный мир, как цивилизация лжи

Современный мир, как цивилизация лжи

В прошлой части речь шла о том, что советские граждане оказывались поразительно наивными по «мировым меркам» - что проявлялось, в частности, через уверенность в «честности контрагентов». (То есть, любых лиц, вступающих в некие экономические, да и не экономические отношения – продавцов, производителей, представителей государственного аппарата и т.д.) Впрочем, тут надо добавить важное дополнение: не просто честности, а необходимой честности. В том смысле, что все прекрасно понимали: определенные представители той или иной категории могут, конечно, обманывать. Но это – искажение, ошибка, которую необходимо устранять – а не норма. Данное представление касалось и проблем с торговлей, и с бытовым обслуживанием, и с качеством производимых товаров. Наличие которых признавали, в общем-то, все – но так же признавали, что все обязательно может быть и должно быть устранено.

Кстати, это касалось и политики. В том смысле, что основной целью политического деятеля –депутата, чиновника – рассматривалось «служение народу». Не важно, шла ли речь о генеральном секретаре, или о мелком служащем. Собственно, именно поэтому разного рода привилегии и прочие «мелкие шалости» вызывали довольно сильный резонанс – и поэтому тщательно скрывались. (Как, скажем, любовь того же Брежнева к дорогим машинам или стремление его продвигать наверх своих родственников.) Ведь это сейчас все прекрасно понимают, что человек идет во власть с одной целью – повысить свое благополучие. И, по сути, никто не ждет от него никаких благ – ну, может быть, надеются, что он раскошелится на что-то ради пиара, но не более того. И цену всех политических обещаний наши люди прекрасно помнят – после незабвенного Бориса Николаевича верить сказанному с высоких трибун могут только идиоты. Другое дело, что власти в подобной системе могут рассматриваться в качестве «ситуационного попутчика» - в том смысле, что их могут поддерживать ради недопущения совсем уж катастрофического сценария. .

* * *

Кстати, именно это отношение объясняет известный «феномен Путина», связанный с огромной «поддержкой» его населением. На самом деле, конечно, никто не страдает излишней любовью к данному персонажу, и не считают его эталоном чести и мудрости. В большинстве своем люди прекрасно понимают, что он живет в свое удовольствие и думает, прежде всего, о своих благах. Но пока этот процесс особенно не мешает личному существованию обывателя – все нормально. (Условно говоря – пока воруют не непосредственно из личного кармана, а из «закромов Родины», это не вызывает особых возмущений.) Впрочем, это относится не только к нашей стране – напротив, подобное восприятие свойственно практически всему миру. Везде бушуют коррупционные споры – полыхающие в информационном пространстве, и игнорируемые в «бытовом». Разумеется, кто-то в них проигрывает, кто-то даже ломает карьеру – хотя последнее довольно редко – но все это выступает следствием исключительно «верхушечных» игр. Народ, в основном, безмолвствует…

То же самое касается иных сторон современной жизни. Наверное, мало кто сейчас реально предполагает, что окружающие спят – и видят, как бы сделать ему жизнь поприятнее. Нет, конечно, современное общество имеет развитую индустрию рекламы и маркетинга, занятую убеждением в подобном. Но ее давлению противостоит не менее мощная система «информационных фильтров», присущих каждому человеку. (Если бы ее не было – то люди просто сходили бы с ума из-за колоссального информационного давления.) Данная особенность и делает 99% работы маркетологов и рекламщиков бесполезной. Что, кстати, является одной из «главных тайн» отрасли – поскольку пресловутый способ «перепрограммирования мозга» так и не нашли, а все нужные результаты, как правило, достигаются лишь благодаря огромным затрачиваемым средствам. Да и вообще, в подавляющем числе все приемы «манипулирования сознанием» являются уходящими в глубокую древность, выработанными путем бесчисленного числа проб и ошибок. А значит, все «волшебные возможности», которые обещают работающие в указанной области, выступают… манипуляцией. Но уже не сознанием покупателя, а сознанием заказчика…

Эта особенность очень хороша видна на примере знаменитого «25 кадра». Который, во-первых, может использоваться исключительно в кинематографе. (Но не в теле или радиовещании.) А, во-вторых … вообще не влияет на состояние человека. В том смысле, что практически в самом начале применения указанной «технологии» было доказано, что ни к какому росту продаж она не ведет. Я, впрочем, уже писал про данный феномен – и поэтому подробно разбирать его не буду. Укажу только на тот факт, что несмотря на очень быстрое разоблачение «25 кадра» – в результате чего автор данной «технологии», в конечном итоге, сознался в обмане – этот метод до сих пор считается действенной методикой. Данный момент крайне важен – поскольку то же самое можно сказать практически про все современные «технологии управления людьми»: они или известны столетиями и малоэффективны, или являют собой банальную мистификацию. (К примеру, пресловутое НЛП является комбинацией первого и второго «вариантов».)

* * *

В общем, можно сказать, что современные технологии «управления людьми» на самом деле направлены вовсе не на то, чтобы научиться «дергать за ниточки мозга». (Что вряд ли возможно на нынешнем уровне понимания его работы.) Они «заточены» под иное – под «развод» тех, кто желает это самое управление освоить. Иначе говоря, вся «современная маркетология» - за пределами пресловутых «столетних методов» – есть одно большое надувательство. Впрочем, это же можно сказать про самые различные сферы деятельности человека. Начиная от политики – где, разнообразные «политтехнологи» соревнуются друг с другом в том, кто же сможет лучше одурачить заказчика. И заканчивая наукой, которая давно уже превратилась в нечто среднее между «фабрикой сенсаций» и средством «доения» государственного или еще какого-то бюджета.

Впрочем, можно сказать еще сильнее – нынешний мир представляет собой настоящую «цивилизацию лжи». В том смысле, что чем дальше – тем меньше в нем остается даже не правды, как таковой, а даже отсылок к ней. В том смысле, что, все чаще даже ложь в нем базируется вовсе не на искажении реальности – а на искажении уже существующей лжи. То есть – появляется ложь второго, третьего и т.д. порядка, виртуальная реальность, моделирующая иную виртуальную реальность. С подобными конструкциями в свое время любил «возиться» Станислав Лем, заметивший данную тенденцию еще в 1960-1970 годы. Впрочем, то, что тогда еще казалось фантастикой, в настоящее время есть самая, что ни на есть реальная реальность – в том смысле, что на основании этой самой «лжи энного порядка» пытаются решать настоящие проблемы. Безуспешно, конечно – но поскольку в данной «системе отчета» понятия успеха и неуспеха так же виртуальные, то данная тонкость никого не касается.

В качестве подобного примера можно предложить современную Украину – где идея «виртуального отношения к реальности» доведена, наверное, до предела. В том смысле, что вопросы реального существования страны тут вообще не возникают – а вся политическая, да и экономическая жизнь оказывается целиком и полностью завязана на «информационное пространство» и происходящие в нем пертурбации. Впрочем, все остальные постсоветские страны находятся примерно в том же положении – с той лишь разницей, что где-то остатки советских подсистем сохранились чуть лучше, что позволяет хоть как-то компенсировать полную виртуальность «новой экономики». Хотя, как уже говорилось – экономикой тут дело не ограничивается, «виртуализация» захватывает практически все сферы деятельности, вплоть до образования и медицины. Причем, поскольку указанный «виртуальный мир» является на порядки более эффективным в плане демонстрации своих «достижений», он буквально «высасывает» все имеющиеся ресурсы. Почти ничего не оставляя для обломков «старой», т.е., реальной, экономики, которая при подобном положении начинает закономерно деградировать. Уничтожая тем самым базис существующей системы…

* * *

Впрочем, «постсоветский мир» тут мало чем отличается от всего остального мира. Ну, может быть тем, что в нем указанный базис оказался очень сильно разрушенным в плане «проведения реформ». В странах, где подобного не было – в том смысле, что пресловутые «утилизаторы» тут не вывозили в металлолом целые заводы – победа «виртуализации» выглядит не столь откровенной. Тем не менее, говорить о каком-то ином процессе тут не представляется возможным – поскольку все сказанное выше о «цивилизации лжи» характерно для любых развитых стран. Более того, поскольку вне бывшего СССР указанные советские подсистемы по известным причинам отсутствуют, то указанный процесс протекает тут как бы не в более сильной форме, нежели на постсоветском пространстве. (Хотя какие-то аналоги «советских подсистем» тут все-таки имелись – из-за уже не раз отмечаемой «советизации мира» в 1950-1970 годы. Но они были на порядок слабее, и разрушались быстрее.)

В общем, можно отметить, что после уничтожения советского влияния мир оказался погруженным в такое количество лжи, что вряд ли можно говорить о возможности дальнейшего его существования. Да, не развития даже – а простого выполнения текущих функций. Разумеется, это не значит, что «все умрут». Конечно же, нет. Эта невозможность современного мира означает только то, что после исчерпания существующих ресурсов он просто «упадет» на более низкую ступень развития, при которой наличие указанной «индустрии лжи» станет просто невозможным. Как было невозможным еще лет сто назад. (Разумеется, и тогда существовал маркетинг и даже политика – но их размеры были на порядки ниже, нежели сейчас.) И обмануть реальность в любом случае не получится – киношная «Матрица» может существовать только при полном игнорировании законов природы ее авторами. Так что вернуться в реальный мир все равно придется. Вопрос состоит только в том, как и на каких условиях.

Впрочем, понятно, что разбирать данный вопрос надо отдельно. Тут же можно только указать на полную невозможность сколь либо длительного существования современности – то есть, мира, построенного на лжи. А главное – стоит понять, что все его преимущества являются преимуществами исключительно временными, рано или поздно приводящими к очень неприятным последствиям. Впрочем, тому, кто этого не поймет, урок преподнесет сама жизнь. Не стоит в этом сомневаться…

anlazz


источник


Поддержите проект "Новостные письма" 25 руб. или даже 100 руб.


или WebMoney WM R263157330796 ...




 

Оставь свой комментарий
секретный код
* - Обязательно для заполнения!
Тэги недопустимы и бесполезны.
Адреса, начинающиеся с http:// автоматически преобразуются в ссылки. Должны быть отделены от текста пробелами.
Электронный адрес спамерам недоступен.




заработать на хостинге