Холодильники так подорожают, что их будут брать «по ипотеке»

Что мешает правительству создать рабочие места в отрасли потребительских товаров

 

Холодильники так подорожают, что их будут брать «по ипотеке»

На сайте президента РФ kremlin.ru 3 октября 2018 года в 18 часов 48 минут появилось официальное сообщение: «Президент подписал Федеральный закон „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий“, принятый Государственной Думой 27 сентября 2018 года и одобренный Советом Федерации 3 октября 2018 года».

Значит, непопулярная в народе реформа стартует точно в срок — 01.01.2019, и уже со второй половине следующего года на национальном рынке труда начнет надуваться пузырь избыточных рабочих рук.

Как будут развиваться события, представить несложно: перво-наперво уволят неблатных пенсионеров, работающих на низкоквалифицированных должностях. Вместо них будут трудоустраивать недопенсионеров, причем без права увольнения. На бизнес это правило, вряд ли будет распространенно. Можно не сомневаться, предприниматели заблаговременно избавятся от работников 55+. Но на различных казенных предприятиях и компаниях с государственным участием, наверняка, начнется ротация, навязанная сверху.

Тем не менее, власть, с большой долей вероятности, не сможет трудоустроить всех недопенсионеров, особенно в многочисленных проблемных населенных пунктах, в деградирующих малых и средних городах.

Казалось бы, кабмин Медведева уже сегодня должен начать строительство новых предприятий, чтобы, во-первых, создать новые рабочие места, и, во-вторых, наконец-то сосредоточится на реальной, а не на показной программе замещения импорта. Причем, с оглядкой на бедные регионы, в которых люди готовы вкалывать за копейки.

Учитывая растоптанный курс рубля и подорожавшую валюту, включая китайские юани, логично ждать, прежде всего, развитие национальной отрасли производства потребительских товаров.

Сейчас, если разобраться, для этого есть все предпосылки: очень дешевая рабсила, свое сырье и, главное, благоприятная потребительская среда. Если в странах «золотого миллиарда» корпорациям, выпускающим потребительские товары, приходится конкурировать в жесткой борьбе за кошелек покупателя через высокое качество, то в стремительно беднеющей провинциальной России на первое место выходит цена. Чем дешевле, то выше спрос. Вместо поведенческой реакции «хочу», характерной для богатых государств, в РФ двигателем торговли давно уже стало «надо».

С другой стороны вновь создаваемым российским предприятиям, выпускающим ширпотреб и бытовую технику, в любом случае придется столкнуться с мировыми корпорациями. За этими гигантами — безупречная репутация, мощная логистика, собственные патенты и, конечно, агрессивная реклама, тогда как перед «новичками» всегда встает стена потребительского недоверия. Еще, само собой, нужны будут технологии и, главное, долгое время для раскрутки.

К примеру, многие российские семьи нуждаются в новых холодильниках и с добротой вспоминают советские модели — «Бирюса», «Смоленск», «Апшерон», «Минск». Их выпуск, помимо потребительской доступности, давал работу многотысячным коллективам. Вместо них в России сегодня правит бал бытовая техника иностранных компаний, в частности, Indesit Company, под которую в Липецкой области даже создали особую экономическую зону по модели итальянского промышленного кластера.

Между тем, наши потребители, покупая импортную бытовую технику, пусть и собранную в России, вынуждены переплачивать за дивиденды собственникам, за патенты, за бренд, за комплектующие изделия и узлы, ввозимые из-за рубежа купленные за евро или доллары. По некоторым оценкам, из-за этого ценники увеличиваются, по крайней мере, вдвое, что делает товары недоступными для многих бедных потребителей.

«Тысяч за пять я бы простенький холодильник купил бы, — пишет форумчанин ЖОРА#ПИТЕРСКИЙ. — А за „пятнашку“ освою разве что по ипотеке лет на десять».

Вот, и получается, что, создавая, вернее воскрешая российскую отрасль, ориентированную на выпуск потребительских товаров, правительство РФ должно оказать ей необходимую и долговременную поддержку. Но эти логичные меры запрещены правилами ВТО. Тут бы нашим властям поучится у администрации Трампа, да, видимо, духа не хватит.

И вообще, в свете американских торговых пошлин на российский металл, а также с учетом фактического запрета на экспорт алюминия — непонятно вообще, зачем России членство во Всемирной торговой организации? Наверное, для того, чтобы не обидеть Сильвио Берлускони и ему подобных «друзей России».

Впрочем, с нашей страной еще до санкций никто не хотел делиться необходимыми технологиями. Сегодня и подавно Запад, понастроив свои заводы на территории РФ, ни за какие деньги не продаст патенты. А без роботизации и автоматизации на внутреннем рынке даже с копеечными зарплатами трудно будет бороться со знаменитыми конкурентами. Напомним, производство бытовой техники относится к бизнесу с очень высоким уровнем конкуренции. К слову, рынок планшетов и смартфонов вынуждены были покинуть такие известные в свое время гиганты, как Nokia, HTC и Motorola.

Считается, что именно поэтому бизнес РФ мало выпускает потребительских товаров и комплектующих изделий к ним. Как, впрочем, и в большинстве стран, за исключением 5−6 азиатских государств. Даже в автомобильной промышленности США, в которой работает каждый седьмой американский рабочий, до 50% компонентов, узлов и автозапчастей, произведены в Китае, Мексике и Вьетнаме.

Все это — так. Но Россия находится под санкциями, которые будут только усиливаться. Если на следующих выборах в США победят демократы, то впору ожидать товарный голод. Во всяком случае, такой сценарий вполне возможен, несмотря на веру в «святую дружбу» с Китаем. Вашингтон, если разобраться, по-настоящему еще не прессовал Пекин. Повышение тарифов — это еще далеко не бойкот товаров из КНР.

Поэтому следует иначе относиться к аргументам либеральных экономистов: зачем, мол, вкладывать десятки миллиардов долларов в производство, скажем, смартфонов, если их можно купить по $ 50 за штуку. Как бы с таким подходом, мы через пару лет вообще не остались без сотовой связи.

Понятно, что выпуск высокотехнологических потребительских товаров невозможно осилить без миллиардных инвестиций и без господдержки, но обувь и одежду вполне можно изготавливать силами российского малого и среднего бизнеса. Однако и здесь вот уже четвертых год после девальвации подвижек нет. В супермаркетах по-прежнему засилье китайских пуховиков, турецких туфель и прочих «тряпок и шлепанцев» непонятного производства. Хотя и те становятся для большинства россиян непозволительной роскошью.

Отчего же инициативный русский мужик, который даже во время крепостного права умудрялся зарабатывать деньги, сегодня боится идти в предприниматели? Есть, по крайней мере, две причины, почему не удается заполнить полки наших магазинов отечественными потребительскими товарами.

Во-первых, в России слабо защищены имущественные права. Отобрать бизнес может любой бандит с погонами, имеющий высоких покровителей. Пример, полковника Захарченко, который одну из своих московских квартир превратил в склад наличных денег, показывает, насколько опасно в нашей стране вести предпринимательство.

Иначе говоря, в РФ давно стало круто наживаться любой, только не честной ценой. Даже чиновники и депутаты устанавливают себе зарплаты, какие им хочется, при этом еще «огребают» казну через своих жен и дружков. Если в нормальной стране члены кабмина получают не намного выше средней зарплаты, то у нас в 10−15 раз больше. Если в цивилизованном государстве богатеющие супруги и сынки законодателей становятся фигурантами антикоррупционных расследований, то у нас — это норма. Те же силовики, смотря на чиновничий беспредел, тоже хотят такой же «красивой жизни».

Во-вторых, в России жутко развит клиентеллизм. Далеко за примером ходить не надо. Буквально вчера президент Путин назначил бывшего губернатора Петербурга Полтавченко главой совета директоров Объединенной судостроительной корпорации. Право, смешно: какое отношение вчерашний градоначальник может иметь к строительству современных кораблей? Понятно, что таким же образом будет распределена государственная поддержка для развития отрасли, если вдруг такая программа появится.

По идее, хоть сегодня можно наладить производство утюгов, к примеру, в Ижевске. Только, кто из «сильных мира сего» позволит этому бизнесу процветать в алчной российской среде. Поэтому пока в стране не появится свой Дэн Сяопин, не видать нашим гражданам добротных и, главное, доступных по цене потребительских товаров. Как бы и в самом деле завтра не пришлось покупать холодильник «в ипотеку», подорожавший в разы из-за очередной девальвации.

Александр Ситников


источник


Поддержите проект "Новостные письма" 25 руб. или даже 100 руб.


или WebMoney WM R263157330796 ...




 

Оставь свой комментарий
секретный код
* - Обязательно для заполнения!
Тэги недопустимы и бесполезны.
Адреса, начинающиеся с http:// автоматически преобразуются в ссылки. Должны быть отделены от текста пробелами.
Электронный адрес спамерам недоступен.




Photo and images VG