Излишнее высшее образование

Образование, всем известно — вещь исключительно важная. В России, где знания ценились всегда, сегодня, однако, заметны странные тенденции

 

Излишнее высшее образование

Сегодня в России отмечается День Знаний. Образование, всем известно — вещь исключительно важная. В свое время один из самых талантливых современных социологов (в России, правда, подвергающийся осмеянию) Фрэнсис Фукуяма, говорил о том, что «все существующие в наше время классовые различия объясняются главным образом разницей в качестве полученного образования». Питер Дракер, ныне покойный гуру менеджмента, еще в 1980-е годы рассчитал, что за предшествующие 60 лет наиболее выгодными инвестициями, которые только мог сделать американец, были вложения в собственное обучение. Гэри Беккер, нобелевский лауреат 1992 года, не уставал повторять, что богатство развитых стран ныне воплощено в мозгах граждан, а не в материальных фондах или в полезных ископаемых.

В России, где знания ценились всегда, сегодня, однако, заметны странные тенденции. В СССР в конце 1980-х годов доля работников с высшим образованием чуть отставала от показателя США (29,2% против 34,8%), но была чуть выше, чем в среднем по странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (27,4%). В то время ВВП на душу населения в СССР составлял около 31% от американского показателя. Известно, что наши мозги диспропорционально использовались в ВПК, что экономическая система была нерыночной, и т. д. — но сейчас интересны не столько цифры, сколько их динамика. Если в 1987 г. советское студенчество (к которому тогда относился и автор) составляло 1,8% населения страны, то накануне кризиса 2008 г. его доля выросла до 2,7%, а число вузов повысилось почти в два раза. В результате Россия настолько «встала с колен», что оказалась самым образованным обществом в мире: сейчас граждан с полным или незаконченным высшим образованием в числе работников у нас больше половины (54,9%), а в США практически столько же, сколько и 30 лет назад (35,7%). Сегодня в России так много «образованных», что для достижения американского показателя ни один вуз страны не должен выпускать ни одного «специалиста» на протяжении ближайших 11 лет. Я не говорю про наши органы власти, где в Государственной думе заседают целых 60 докторов и 127 кандидатов наук (см. «Коммерсант»), а, например, в германском бундестаге всего один профессор и шесть докторов (по-нашему кандидатов) наук. Но только вот почему-то отрыв США от России не сократился (сегодня подушевой ВВП России отстает от американского в 6,5 раза в текущих ценах). Да и ту же Германию мы тоже не обогнали. Иначе говоря, Россия выглядит почти единственной страной в мире, где распространяющееся образование не обусловливает роста уровня жизни.

Этот вывод вряд ли покажется оригинальным. Проблемы в отечественном образовании всем хорошо известны. Это и старение преподавателей, и огромный отток кадров, и колоссальная бюрократизация, и нарастающий догматизм в преподавании. Наверное, сегодня президент В. Путин вновь повторит свою знаменитую фразу о том, что «получение знаний — это все-таки вторичное по сравнение с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился к себе самому, к своим друзьям, к семье, к Родине» (цит. по Rambler.News). Однако, помимо всех этих проблем, нерешенным остается и вопрос о количестве студентов, которое выглядит катастрофически излишним. Бразилия имеет тот же подушевой ВВП, что и Россия, в три раза опережает нас по выпуску автомобилей и почти в 10 раз — по производству гражданских самолетов, а доля занятых с высшим образованием там — почти втрое меньше. Образование превратилось у нас в формальность, в то время когда знания в меньшей мере терпят формализм, чем когда бы то ни было прежде.

В современном постиндустриальном обществе ценятся не «корочки», а талант и способность к творчеству. Российское образование последних лет более всего занято именно ограничением этого творческого восприятия мира, и поэтому не у нас появляются те, кто двигает мировой хозяйственный рост. Конечно, у нас тоже хватает «творчества» — которое просто-таки процветает в сфере подделки диссертаций, плагиата и патентования никого не интересующих научных изобретений — то только оно признается лишь отечественными чиновниками, а не глобальной экономикой.

Я не раз и не два высказывался на эту тему и сегодня могу только повторить: России требуется отказ от системы почти массового высшего образования; десакрализация «ученых» степеней; сокращение числа вузов и преподавателей; существенное развитие среднего специального образования и, самое важное, формирование той системы постоянно продолжающегося на протяжении всей карьеры повышения квалификации, которая давно есть во всем мире. И, желательно, не только в сфере патриотизма или основ православной культуры…

Владислав Иноземцев


источник


Поддержите проект "Новостные письма" 25 руб. или даже 100 руб.


или WebMoney WM R263157330796 ...
или

money.yandex.ru







 

Оставь свой комментарий
секретный код
* - Обязательно для заполнения!
Тэги недопустимы и бесполезны.
Адреса, начинающиеся с http:// автоматически преобразуются в ссылки. Должны быть отделены от текста пробелами.
Электронный адрес спамерам недоступен.




Nano Sitemap. Скрипт Sitemap для nano-cms от Ласто