Шестилетку решено недовыполнить

Новейший «майский указ» Путина составлен по принципу: обещать все и всем. В целом план неисполним, но по-своему необычен

 

Народу снова придется расплачиваться за амбиции начальства

Вокруг свежеиспеченного президентского указа, который снабдил правительство программой на шесть лет вперед, уже сложилось несколько легенд.

Одна из них — о том, что это просто повторение прежних обещаний, в том числе «майских указов» 2012-го. Это не так. Наряду со старинными, привычными задачами выдвинуто много новых. И, в отличие от предыдущего издания «майских указов», в которых было обещано облагодетельствовать лишь отдельные группы граждан, в особенности врачей и учителей, нынешняя программа сулит какие-нибудь блага буквально всем россиянам.

Некоторые критики называют указ запоздалой порцией предвыборной пропаганды, прозвучавшей зачем-то не до, а после 18 марта. Что уж и вовсе неверно. Этот указ — отредактированная версия «мирной» части путинской установочной речи, произнесенной в московском Манеже 1 марта. Почти все контрольные цифры указа — оттуда. Вождь явно вкладывает в этот план не сиюминутный, а какой-то более серьезный смысл. Какой именно?

Общая интонация шестилетнего плана — забота о народе, словесно увязанная с мероприятиями, клонящимися к развитию и процветанию страны. Выражение «цифровая экономика» вместе с различными производными от него повторяется чаще, чем некогда «нанотехнологии». Но вера в чудо-рецепты — это как раз то, что роднит нынешний план со всеми программами-предшественницами.

Как и готовность приказать правительству сделать то, что явно не в его компетенции. Например, повысить рождаемость в России. Уверенность, что жизнью в любых ее проявлениях управляет начальство, — главный принцип всего путинского правления. Это — фундамент. Посмотрим, однако, какую конструкцию на этой несменяемой базе возвели в 2018-м.

Многочисленные бонусы, которые обещаны народу, делятся на две группы: благопожелания неконкретного характера (например, «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней») и благопожелания, радующие конкретностью. Любопытство, вызываемое второй группой, так же понятно, как и полное отсутствие такового по поводу первой.

Итак. К 2024 году продолжительность жизни обязана будет вырасти до 78 лет. В 2012-м она составила, по официальным подсчетам, 70,2 года, а в 2017-м — 72,7. По этому показателю наша страна сейчас в середине второй сотни. Возможен ли скачок еще на пять лет, чтобы прорваться в седьмой десяток и выйти на нынешний уровень Аргентины, Польши или Албании? Если власти не станут мешать, какие-то шансы есть — но очень небольшие.

При этом шансы на «обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации» отсутствуют вовсе. Этого роста нет сейчас и в ближайшие годы не будет. Управлять демографическими волнами, завязанными на прошлое страны, начальство не в силах. Пересочинить учебник истории можно запросто, статистику тоже, а житейские реалии — нет.

Или вот еще. Симпатичный, но странный посул: «Cнижение смертности (в 2024-м — С. Ш.) в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом (к 2030 году — стремление к нулевому уровню смертности)». Очень мило, конечно. Оказывается, через двенадцать лет аварий вообще не будет. Слово «ДТП» исчезнет из словарей.

А вот и настоящая жемчужина: «Улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно». Сейчас, когда объемы жилищного строительства колеблются чуть выше советских максимумов, условия каждый год улучшают по 3 млн семей. Рост строительства жилья как минимум в полтора раза — просто-таки могучее по радикализму обещание, опирающееся, как разъяснено в указе, на предстоящий подъем доходов граждан и удешевление ипотечных кредитов.

В реальность этого большого скачка я не верю. Разве что Росстат расстарается. Но интересен замах. Высшая власть сообщает народу, что после долгого перерыва вспомнила о нем и собирается сделать ему много приятного.

На какие деньги? Частично — на его собственные. Это неоднократно дается понять, пусть и в деликатных, иносказательных выражениях. Скажем, о росте пенсий «выше уровня инфляции» упомянуто, а об увеличении возраста выхода на пенсию — нет. Но включенный в число контрольных цифр рост «ожидаемой продолжительности здоровой жизни» (до 67 лет) недвусмысленно указывает направление.

Вторым плановым источником процветания народа станет экономическое чудо. Тут и «рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5 процентов в год», и удвоение экспорта несырьевых неэнергетических товаров (реальные размеры которого топчутся на месте уже много лет), и даже «обеспечение темпов экономического роста выше мировых» — в контрасте с тем, что за последнее десятилетие роста практически не было.

А на десерт — развеселивший многих тезис о «вхождении Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира». То есть обгон Германии по размерам ВВП, вычисленного по паритетам покупательной способности (ППС). Этот незначительный в общем ряду программный пункт невольно раскрыл сокровенную суть всего шестилетнего плана.

Во-первых, об обгоне Германии впервые заговорили еще в прошлом десятилетии, явно придавая этому событию судьбоносный смысл. Пару раз о нем даже сообщали как о свершившемся факте. Но он так и не состоялся. В 2017-м немецкий ВВП ППС составил $4,15 трлн (при росте на 2,1%), а российский — $4,0 трлн (при росте на 1,5%).

Во-вторых, кроме Германии, в мире есть кому претендовать на пятое место. Скажем, индонезийский ВВП ППС в прошлом году достиг $3,24 трлн (при среднем в последние годы росте на 5%) и составил 81% от российского. У кого больше шансов через шесть лет войти «в число пяти крупнейших экономик мира», легко догадаться.

А в-третьих и в-главных, ВВП ППС — показатель условный, фабрикуемый статистическими службами и мало что говорящий о реальном экономическом весе страны. Подлинный вес зависит от ее роли в мировой торговле, в глобальных цепочках добавленной стоимости, в международном обмене технологиями и т. д. Германский товарооборот в прошлом году ($2,5 трлн) в четыре с половиной раза превосходил российский, а по другим показателям перевес, возможно, был еще больше.

Заслонить реалии собственной отсталости какими-то придуманными соревнованиями за отчетно-статистические «места» — главный прием, который будет использоваться применительно ко всем позициям шестилетнего плана.

К осени правительству приказано детализировать идеи указа и составить по его мотивам двенадцать «национальных проектов». А затем чиновное сочинительство сменится вакханалией чиновной отчетности. По каждому нацпроекту станут подтягивать статистику, рапортовать, докладывать, подгонять методики подсчета и изображать бурную деятельность всеми испытанными с советских времен способами.

Ждет ли сам Путин, что его указ исполнят хотя бы в чисто бюрократическом понимании этого слова?

Вот что он сказал в Манеже о «майских указах»-2012: «Есть какие-то недовыполнения, но в целом, как бы высоко ни были подняты планки этих указов, если бы их не было, то не было бы и результатов, которые мы имеем сегодня. Амбициозные задачи нужно ставить всегда…»

Так и относитесь к новой шестилетке. Сначала — «амбициозные задачи» и «высоко поднятые планки», а потом — заранее очевидное «недовыполнение». Круговорот начальственной жизни. С той разницей, что нынешний план гораздо шире предыдущего. Значит и «недовыполнение» будет более красочным.

Сергей Шелин, Обозреватель ИА «Росбалт»


источник


Поддержите проект "Новостные письма" 25 руб. или даже 100 руб.


или WebMoney WM R263157330796 ...
или

money.yandex.ru







 

Оставь свой комментарий
секретный код
* - Обязательно для заполнения!
Тэги недопустимы и бесполезны.
Адреса, начинающиеся с http:// автоматически преобразуются в ссылки. Должны быть отделены от текста пробелами.
Электронный адрес спамерам недоступен.