Скрытые наценки на бензин, о которых уже открыто говорят и СМИ, и эксперты, в итоге могут привести к росту цен на все товары.
По информации газеты «Коммерсант», после решения о заморозке цен на топливо нефтяные компании начали сокращать или отменять скидки для корпоративных клиентов, а теперь на повестке и введение «сервисных сборов» за пользование топливными картами. При этом в правительстве изданию
Как следствие, автоперевозчики вынуждены закладывать издержки в стоимость своих услуг, что, в конечном счете, неминуемо отразиться на ценниках в магазинах и на рынках.
Ранее в интервью программе «Вести в субботу» (телеканал «Россия 1») вице-премьер Дмитрий Козак заявил о невозможности введения государственного регулирования цен на топливо. При этом добавил, что у правительства есть возможности для сдерживания уровня розничных цен в пределах инфляции.
«Я по-прежнему подтверждаю то, что неоднократно говорил летом, у нас есть инструменты, хватит ресурсов, да и, в конце концов, хватит доброй воли нефтяных компаний, чтобы сдержать уровень розничных цены на моторное топливо в пределах инфляции. Именно об этом мы договорились (с нефтяниками — ред.) за одну ночь», — сказал он.
Тем временем, Росстат
Глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша, комментируя телеканалу «360»
«Делается это потому, что заморозили розничные цены. Ищут способы компенсировать потери», — сказал он. По его мнению, налицо скрытый рост цен, который ведет к увеличению расходов автоперевозчиков, и как следствие — к росту цен на все товары.
Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин сообщил «СП», что из некоторых регионов поступает информация о том, что крупные сети объявили об отмене скидок корпоративным клиентам, а за использование топливных карт планируется ввести наценку до 4-х процентов.
— Я оптом беру топливо и еще за это плюс 4%.
«СП»: — Перевозки подорожают?
— Что касается подорожания, то ситуация непонятная, двоякая. Возможно, на каких-то направлениях и будут, но у нас в основном очень сложный рынок. Даже на совещании у Козака мы увидели, что вроде бы договорились об одном, но лукавят и пытаются найти лазейки. То есть, нормальных правил игры нет.
Также и в транспортной сфере. Рынок запущен и нет нормального контроля за исполнением законодательства. «Платон», весогабаритные, оплата налогов, режим труда и отдыха и многое другое, что должно облегчить жизнь перевозчика и создать нормальную конкуренцию, играют против добросовестной конкуренции. Мы неоднократно поднимали вопрос, в том числе и в правительстве: у нас должный контроль будет или нет? Куда рынок катится?
Сегодня перевозчик, чтобы заработать и свести концы с концами, экономит на безопасности (например, не покупает новые запчасти, колеса), экономит на топливе, что сказывается на экологии. Масса аспектов, где он уходит от должного соблюдения законодательства.
Может, где-то и подорожают (грузоперевозки), но, я думаю, что в большей степени перевозчик решит урезать зарплаты сотрудникам, уволит пару специалистов или вместо новых колес будет бу использовать, перестанет налоги платить. Вот к чему это все приведет.
«СП»: — То есть на ценах на товары для потребителя это не скажется?
— Я думаю, что это может случиться, но потому что, пользуясь ситуацией, ритейлеры, поставщики поднимут цены, как это было с «Платоном». «Платон» должен был поднять на копейки, а произошло поднятие цены на 20−40%.
У нас не рыночные отношения, а барыжные, когда пытаются сегодня хапнуть, не думая о потребителе. Тоже и с нефтяными компаниями. Они мало денег зарабатывают? Да прилично они зарабатывают. Бедные-несчастные не могут для внутреннего рынка обеспечить нормальное ценообразование.
Если бы государство захотело жестко подойти к этим вопросам, можно было бы поставить очень строгие ограничения для топливников и сказать: пока не насытите рынок продукцией, ни одного литра бензина заграницу не отправите. Вроде бы правительство это обещало, но посмотрим, как оно сдержит обещание.
Генеральный директор ЗАО «Инфотэк-терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев считает, что проблема кроется в налогообложении.
— Я хочу напомнить притчу про жадного крестьянина, который не кормил свою корову и продолжал ее доить. Думал, что она привыкнет и так будет всегда. Но корова подохла. Примерно такая же ситуация у нас сейчас с бензиновым рынком.
Если взглянуть на отчетность компаний за 9 месяцев, которая только что вышла, можно увидеть следующее. Цены на бензин, которые были на бирже до того, как их зафиксировали и после этого, и какие цены выставляют компании-посредники, то можно понять: потери нефтяников (и тех, кто добывает, и тех, кто перерабатывает, и тех, кто продает бензин) составляют 2 рубля за литр бензина в среднем по России.
Эти потери никак скомпенсировать не разрешают. Установили разного рода правила, которые требуют от нефтяников, чтобы они работали себе в убыток, но при этом полностью обеспечивали бензином всю страну.
Фактически, соглашение, которое представил вице-премьер нефтяным компаниям, это соглашение о переходе от рыночной экономики к плановой, что в данный момент чревато, во-первых, дефицитом, во-вторых, появлением «черного рынка».
Эти особенности нас в ближайшее время ждут, если соглашение будет действовать.
«СП»: — А что в итоге с ценами на бензин?
— Что касается цен на заправках. Если соглашение просуществует достаточно долго, скажем, в пределах года, то из 24 тысяч заправочных станций в России останется 12 тысяч.
На тех АЗС, которые выживут, цены будут соответствовать соглашению, только бензина там не будет. Будет его дефицит. Его будет невыгодно производить и продавать. Поэтому всё, что можно будет сделать, чтобы его не производить, нефтяники сделают. В результате производство сильно упадет.
В советские времена, чтобы купить бензин, надо было встать в 6 утра, и к 12 дня появлялась возможность получить одну 20-литровую канистру. При том в кустах за бензоколонкой сидели мальчишки 12 лет, которые по советским законам были неподсудны, и продавали эти канистры в 5 раз дороже. Сейчас такая канистра будет стоить 5 тысяч рублей. Вот, что нас ждет в ближайшее время.
В рыночной экономике фиксировать цены нельзя. Есть способы управления ценой, но это не фиксация цен. Для управления ценой существует, во-первых, управление налоговым бременем. У нас большая часть цены бензина — 71% - это налоги. Можно снизив налоги, снизить цену.
Второе, что можно сделать, это обеспечить конкуренцию, которую сейчас давят. Третье — укрепить национальную валюту, чтобы внешний рынок был уравновешен внутренним. И четвертое — заградительные пошлины на бензин, чтобы его не вывозили. В общем, меры известные, что делать понятно.
Если бы наше действующее правительство обратилось к опыту предыдущих правительств… У нас ситуация, которую мы наблюдаем, повторяется четвертый раз со времени распада Советского Союза. Это были 1996-й год, 1999−2000 годы после дефолта 1998-го, 2007-й, и вот сейчас очередной.
Я сам бы в правительственной комиссии при вице-премьере Николае Аксененко. Она занималась не регулированием цен на бензин, хотя формально ее для этого создали, а проводила курс молодого бойца для наших чиновников, которые просто не понимают, что делают.
«СП»: — Мы постоянно видим растущие цены на бензин, а значит, растут и цены на все товары, которые надо доставлять. Так чему мы идем? К чему приведут «скрытые наценки»?
— Нефтяники отменили льготы для корпоративных клиентов. Только и всего. Никакого нарушения соглашения в этом нет. Предоставлять или нет льготы — право нефтяников.
Теперь корпоративные клиенты льгот не имеют, соответственно, цены для них выросли. Фактически, они должны платить за корпоративное обслуживание, а не за бензин.
Соглашение не нарушено, но ясно, что будет масса вариантов повышения цен на бензин: от обычного недолива до пересортицы. У нас сейчас даже в Москве найти заправку с нормальным бензином практически невозможно, потому что большой процент низкокачественного бензина.
На наших перерабатывающих заводах производят лучший бензин в Европе. Но его уже не хватает, потому что никто не хочет его производить.
С 2014 по 2018 года доля налогов в цене бензина увеличилась с 65% до 71%. Со следующего года она увеличится до 75%, потому что со следующего года увеличиваются сразу три налога: НДС, НДПИ и акциз в полтора раза.
Правительство фактически повышает цены на бензин. Нефтяники, от геологов до заправщиков на АЗС, все вместе получают с проданного литра бензина 2%. Остальное идет на прямые производственные затраты: перегонку нефти, перевозку и хранение бензина, а главная часть — налоги.
Если бы правительство действительно хотело снизить цены на бензин, оно могло бы просто аннулировать акциз. И цены бы в один день упали на 3 рубля за литр. Но этого никто не делает. Наоборот, увеличивают акцизы.
От акцизов на бензин в 2018 году бюджет получит 300 млрд. рублей. А профицит бюджета приближается сейчас к 10 трлн. рублей. Это деньги, с которыми правительство не знает, что делать. Только от повышения цен на нефть за 9 месяцев этого года бюджет получил 1 трлн. 600 млрд. рублей. Почему нельзя отделить 300 млрд. от этих шальных денег? И аннулировать акциз, чтобы люди могли покупать бензин нормально?
У нас уровень потребления бензина по сравнению с Канадой задавлен в 4 раза, потому что денег нет. У нас уровень жизни очень низкий. У нас самые низкие цены на бензин в Европе и одновременно самые низкие зарплаты.
«СП»: — То есть вопрос снижения цены на бензин автоматически снимает проблему с другими ценами.
— Конечно. Можно было бы и инфляцию свернуть, в значительной степени повысить уровень жизни населения, дать толчок малому и среднему бизнесу. Можно было бы многого достигнуть, если отменить акциз.
Кстати когда вводили дорожный налог, в правительстве заявляли, что вводят его вместо акциза. В результате есть и дорожный налог, и акциз. Мы фактически увидели очередной скачок налогообложения нефтяной отрасли. Она имеет у нас самое высокое налогообложение в мире.
София Сачивко
Поддержите проект "Новостные письма"